BMW V12 LMR: история создания


Данный материал посвящен еще одному легендарному автомобилю — BMW V12 LMR, принимавшему участие в 24 часовых гонках Ле-Ман.

Компания BMW одержала неожиданную победу как поставщик двигателей для Макларен на автомарафоне «24 часа Ле-Мана» в 1995 г. В последующие два сезона интерес к гоночным автомобилям подразделения «Мотоспорт» этого немецкого производителя увеличился. В течение 1997 года компания BMW даже отправила участвовать своюзаводскую команду с последней версией «лонгтейл» от Макларен. Несмотря на то, что на чемпионате FIA GT было одержано несколько побед, это было зловещим предзнаменованием для дорожного автомобиля заводского производства. Похожие модели Порше, Тойота и Мерседес-Бенц встали в один ряд с изготавливаемыми на заказ гоночными автомобилями GT, при этом опытные модели также оправдали себя, особенно в поездках на большие расстояния. Компанией BMW было принято решение продолжать внедрение спортивных автомобилей, изготовленных на заказ по прототипу 1998 года. Целью была еще она полная победа на Ле-Мане, но время было ограничено, так как немецкая компания уже подписала контракт с командой Уильямс на участие в Формуле-1 в 2000 году.

Вместо того, чтобы взяться за дело самостоятельно, компания BMW прибегла к помощи своих новых партнеров — команды Уильямс, чтобы разработать дизайн нового гоночного автомобиля. Отдел проектирования британской гоночной команды во главе с Патриком Хэдом разработал спортивный гоночный автомобиль из углеродного волокна с двигателем BMW V12, принесшим победу в Ле-Мане. Передняя и задняя подвеска имела двойной поперечный рычаг и толкатели, при помощи чего приводились в действие продольно установленная цилиндрическая рессора и блок гасителя колебаний. Установленный посередине, двигатель стал последним воплощением S70 V12, который был изначально сконструирован как двигатель дорожного автомобиля. Его объем составил чуть менее 6 литров и с пригнанными заслонками имел эффективную мощность около 580 л.с. Мощность передавалась на задние колеса через шестискоростную последовательную коробку передач от X-Trac. Роллинг-шасси прикрыто достаточно легким корпусом из углеволокна. Наиболее яркой отличительной чертой стала решетка в виде почек, напоминающая о дорожных автомобилях марки BMW.

Новый Ле-Мановский прототип BMW, получивший название V12 LM, был предоставлен для участия в автомарафоне «24 часа Ле-Мана» того года команде Шнитцер Мотоспорт. Команда из двух машин впервые появилась на преквалификации в Ле-Мане в мае 1998 года. Они показали 11-е и 20-е время, поэтому для участия в Ле-Мане месяц спустя еще предстояло поработать. В ходе преквалификации V12 LM показал себя более конкурентоспособным, закрепившись на 6-ой и 12-ой позициях сетки. Гонка стала ничем иным, как катастрофой, так как после четырех часов участия в гонке оба болида были вынуждены сойти с трассы. Задние подшипники колес вышли из строя на обеих машинах. В том сезоне V12 LM больше в гонках не участвовал, так как BMW и команда Уильямс были всецело заняты разработкой более конкурентоспособной замены. В начале 1999 года обе машины с чуть модифицированным корпусом были проданы участникам гонки, выступающим за свой счет. В последующие годы болиды V12 LM имели ограниченный успех.

Вступая в игру, BMW и Уильямс проявили сравнительную консервативность в дизайне V12 LM. Полученный урок, который стоил целого года, а также лучшее понимание правил стали основой для создания более амбициозного V12 LMR. Данный автомобиль разительно отличался от своего предшественника наличием одной защитной дуги от опрокидывания. На редкость креативная интерпретация правил, благодаря которой воздушный поток проходит к заднему крылу более гладко. Участок между передними крыльями также стал значительно ниже, чтобы направлять воздух к радиаторам через боковые гондолы. Это стало частью полной реконструкции системы охлаждения машины, в которой изначально охлаждение обеспечивалось снизу. В результате дальнейшего усовершенствования был поднят футбокс и начал использоваться единый воздухозаборник для V12. Механических изменений было немного. V12 LMR весил значительно менее 900 кг, что является минимальным весом, поэтому для оптимизации управления в некоторых точках можно было использовать балласт.

Не оставив почти ничего на волю случая, компанией BMW было решено использовать новый болид в дебютной гонке «12 часов Себринга» в начале 1999 года. Тщательная модификация доказала свою эффективность, так как машины стали в гонке первой и третьей. В конце гонки болид, управляемый Джей-Джеем Лехто, Йоргом Мюллером и Томом Кристенсеном, принес BMW самую первую безоговорочную победу в Себринге. Окрыленная надеждой, команда с двумя V12 LMR отправилась в Ле-Ман. Занявшие третье и шестое место среди сильных соперников машины занимали почти лидирующее положение на протяжении большей части гонки. На последних этапах болид 17 потерпел тяжелую аварию на участке Porsche Curves из-за заклинившего регулятора. К тому времени оставшийся болид 15 успешно выбился вперед благодаря своей скорости в сочетании со сравнительно низким потреблением топлива. У финиша, который был достаточно волнующим, его плотно преследовал один из болидов Toyota GT-One до тех пор, пока прокол шины не открыл путь к первой победе BMW в Ле-Мане. Команде с легкостью удалось одержать победу в напряженной борьбе.

После Ле-Мана машины были отправлены назад в Северную Америку, чтобы принять участие в Американской серии Ле-Ман. Здесь V12 LMR выиграл еще три гонки. Не желая расставаться с чрезвычайно успешным и конкурентоспособным спортивным гоночным автомобилем, BMW решила использовать V12 LMR в 2000 г. в дополнение к программе Формулы-1. С небольшими усовершенствованиями и при наличии даже более сильного присутствия Ауди, автомобиль класса 1999 года вступил в борьбу в 2000. Были одержаны всего две победы. Было ясно, что при отсутствии автомобилей для защиты титула Ле-Мана BMW потеряла интерес. В конце года оставшиеся автомобили уже не участвовали в гонках. За свою короткую карьеру болид V12 LMR добился всех поставленных целей, выиграв две крупные гонки на выносливость. Болид также оставил глубокий отпечаток на дизайне прототипа, так как все последующие LMP имели одну дугу для защиты от опрокидывания, просуществовавшую вплоть до ее запрета в 2006 году.

Шасси: 003/99

Это третий из четырех новых болидов V12 LMR марки BMW, выпущенных в 1999 году. Впервые он использовался преквалификационной сессии перед гонкой «24 часа Ле-Мана». Пьерлуиджи Мартини и Янник Дальма показали 24-е время. Перед гонкой к ним присоединился Йоахим Винкельхок. Стартовав шестыми, три опытных пилота выиграли гонку. В то время как две машины были разрушены в авариях в Себринге и Ле-Мане, болид-победитель не мог быть списан и принимал участие в соревнованиях еще полтора сезона. Лучшее, в чем он смог проявить себя, было три подиумных финиша. Сегодня победитель Ле-Мана полностью восстановлен и находится в прекрасном состоянии. В десятую годовщину победы BMW в Ле-Мане шасси 003/99 присутствует здесь, на Фестивале скорости в Гудвуде в 2009 году, находясь в руках приверженца BMW Стива Сопера.

BMW V12 LMR в нашей фотогалерее


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*